Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Университет в лицах: Татьяна Вячеславовна Ашутова

  • 8 октября 2020
  • 657
Университет в лицах: Татьяна Вячеславовна Ашутова

Мурманский арктический государственный университет совместно с региональным отделением Российского общества «Знание» продолжает реализацию медиапроекта «Университет в лицах». На протяжении года мы рассказываем о преподавателях и учёных, которые работают в опорном вузе и активно вовлечены в образовательную и исследовательскую деятельность. Ведь за каждым выпускником, за каждой опубликованной статьей, каждым исследованием стоит человек.

В октябре нового учебного года героем проекта стала кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств и дизайна МАГУ, руководитель стратегического проекта «Креативный город — территория развития» Татьяна Вячеславовна Ашутова. Мы поговорили с ней об успешных проектах, юношеской поре, преподавательском пути и о дружбе со студентами.

Татьяна Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, о самом начале профессионального пути. Почему решили стать педагогом?

Честно говоря, я не хотела стать преподавателем. Вариантов для учебы было много, в основном я планировала поступать на техническое направление, потому что увлекалась математикой, информатикой и физикой. Эти предметы всегда мне легко давались. Рассматривала инженерные вузы в Севастополе и Санкт-Петербурге, уже тогда мечтала что-то проектировать или, как говорят сейчас, заниматься промышленным дизайном. Но в последний год школы обратила внимание на наш университет. Поняла, что хочу остаться здесь и сделать что-то именно для нашего региона. Но как такового инженерного направления подготовки в те годы не было в Мурманске, поэтому я поступила в Мурманский государственный педагогический институт на учителя физики и математики. Ни разу не пожалела!

Педагогика и работа с молодежью — это моя деятельность и моя жизнь. Так она сложилась, и это правильно

После университета Вы пошли работать в учебное заведение?

Будучи студенткой, я проходила практику в школе № 53. В последствие я осталась там работать учителем физики и информатики. В то время разделение учеников в классе на профили было новинкой. Преподавала информационно-технический профиль параллельно с кандидатом технических наук Александром Эдуардовичем Кириченко. Вели с ним предмет в разных подгруппах, плотно взаимодействовали. Он тогда работал в МГТУ, пригласил и меня. Я впервые начала работать со студентами, но не бросала своих школьников.

А как вы попали в МАГУ?

Спустя какое-то время в нашем гуманитарном университете Ирина Михайловна Шадрина и Елена Рудольфовна Стаценко создали факультет технологий и дизайна. Пригласили меня преподавать на новом факультете, здесь я и осталась. Сам университет мне показался очень интересным и активно развивающимся. Направления подготовки были близки мне, несмотря на то, что на тот момент у меня было физико-математическое образование. Новые дисциплины по дизайну, связанные с компьютерной графикой и созданием сайтов привлекали меня. Кроме того, разработку полиграфической продукции я начала изучать намного раньше. Программы были на стыке моей первоначально полученной специальности, но с некой компетенцией дизайна.

Вспомните свои первые занятия со студентами. Не было страшно?

Хорошо запомнила одну лекцию. Мне тогда было совсем немного лет, а дисциплина была сложной. Студент прямо задал мне вопрос: «Что же вы вообще понимаете в веб-дизайне?». К концу занятия он все-таки понял, что я что-то понимаю. Мы с ним поспорили и пришли к выводу, что любой нормальный преподаватель, который интересуется своей дисциплиной, может преподавать ее хорошо. Ребята уже потом брали темы по веб-графике для курсовых и дипломных работ. Общение со студентами было немного волнительным, как и для любого начинающего педагога.

А какой студенткой были Вы?

Я была примерной, но самой обычной студенткой. Не помню, чтобы нас вовлекали в какие-то виды деятельности помимо учебного процесса. Учились мы много, физмат — сложный факультет. Но со мной всегда было желание принимать участие в каких-то внешних проектах, а не просто просиживать за учебниками всю студенческую жизнь. Очень любила вожатскую практику в летних лагерях. Первый раз поездка в Анапу была обязательной, включена в учебный план. А во второй раз я поехала на обе смены сама, по желанию. Мне понравилось вовлекать ребят в разнообразную деятельность, организовывать для них конкурсы, фестивали. Наверно тогда во мне что-то такое и зародилось.

Как Вы думаете, может ли преподаватель дружить со студентами вне учебной деятельности?

Я долгое время была заместителем декана по учебно-воспитательной работе, всегда с удовольствием работала куратором групп. Со студентами вместе ходили и в походы, и на каток. Ребята из групп, которые я курировала, до сих пор со мной общаются, хотя многих из них судьба разбросала по городам. Буквально вчера долго разговаривали по телефону с моим выпускником из Севастополя, университет он закончил в 2009 году. Всегда с удовольствием встречаемся. В Мурманске это, конечно, вообще не проблема. Но выпускники, которые переехали в другой город, приезжая в гости к родителям, всегда стараются встретиться со мной. Мы с выпускниками подолгу обсуждаем профессию, новые тенденции и изменения в дизайне.

Когда меня пригласили на юбилей группы, я спросила: «Неужели вам все еще интересно со мной общаться?» Ребята ответили: «Мы без Вас вообще не стали бы собираться. Вы — наше связующее звено»

Интересно наблюдать, как мои выпускники уже и сами передают опыт своим студентам, будучи профессиональными дизайнерами.

Как изменилась работа со студентами из-за пандемии коронавируса?

Весной, когда началась пандемия и обучение стало дистанционным, я заметила, что мои студенты немного загрустили. Поняла, что должна вернуть их в профессию, поднять настроение. Мы с выпускниками затеяли проект «Пять дней дизайна с выпускниками МАГУ». Это были пять дней онлайн-интенсивов, когда мои выпускники выходили на связь и рассказывали студентам о своей профессии. Интересно, что все они представляли разные направления дизайна: интерьер, полиграфия, внешняя среда и другие.

Как Вам удалось добиться таких успехов в области дизайна, имея техническое образование?

Вообще у меня много образований: учитель физики и математики, экономист по специальности «Финансы и кредит», переподготовка по графическому дизайну. Со вторым образованием, можно сказать, не связано практически ничего. Возможно, разве что пригодились навыки в момент создания института креативных индустрий. Большая часть моей жизни связана именно с графическим дизайном.

Почему Вы уделили внимание именно арктическому дизайну?

Я преподавала большое количество разных дисциплин, соответственно, взаимодействовала со многими коллегами. Мы смогли выйти на международную сеть ASAD (Арктическое устойчивое искусство и дизайн), объединяющую ученых со всех арктических территорий — Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Канада. В этой сети эксперты рассматривали такую тему, новую в то время, как арктический дизайн. Факультет, который я возглавляла, рассматривал эту тему с разных аспектов. Мы занимались изучением самого понятия идентичность, включая аспекты Севера и Арктики, а также конкретно нашего региона. Разбирались, есть ли вообще такое понятие, как арктический дизайн? Чем он отличается от скандинавского? Тогда это только предстояло изучать, сейчас же появляются даже такие узкие формулировки, как, например, карельский дизайн.

С чего началась «История о северной идентичности»?

Мы с коллегами понимали, что нужно не просто сохранять северные традиции, но и интерпретировать их для молодого поколения, внедрять в современные продукты дизайна. Тогда удастся создать свой уникальный стиль, отличающий нас от других. Ведь когда к нам приезжают туристы, они хотят привезти домой что-то уникальное, арктическое. Вокруг этой темы было запущено большое количество проектов: «История о северной идентичности», фестиваль городской среды «Мурманистика».

Какие проекты в рамках «Мурманистики» удалось воплотить?

Фестиваль городской среды «Мурманистика» — в какой-то степени образовательная площадка, появилась первоначально, как проект «Росмолодежи». На нее попадают ребята из разных регионов нашей страны, в прошлом году к нам приезжали студенты из Архангельска, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга. Все они заинтересованы арктической темой, продумывали, какие проекты возможны в условиях Севера. Удалось воплотить в жизнь три инициативы: «Арт-город», лавочки «Посидим на Имандре», специальный проект для филиала МАГУ в Кировске. Мы выиграли грант и в 2019 году впервые его реализовали.

Что планируете реализовать в будущем?

Главная перспектива сейчас — создание консорциума вокруг темы арктической архитектуры в условиях изменяющегося климата между шестью университетами страны, в которые входит наш МАГУ. Консорциум будет вовлекать университеты в академическую мобильность студентов и преподавателей, это своеобразный обмен знаниями, научными исследованиями и научными программами.

Расскажите о своей семье. Где вы родились?

Я — коренная мурманчанка. Мой папа приехал сюда из Ярославля служить на Северном флоте. Он закончил среднюю «мореходку», очень любил море. Но жизнь сложилась так, что в море он перестал ходить, но совсем бросить его не смог — работал электромехаником и обслуживал суда. Женился на моей маме, мурманчанке. Мама работала художником-модельером одежды в ателье. У меня с детства хорошо получалось шить и вязать, эти умения давались легко. В студенчестве часто что-то шила или вязала на себя. Мой сын Глеб тоже родился в Мурманске. Всегда хотел связать свою жизнь с авиацией. Здесь нет такого направления, поэтому уехал учиться в Санкт-Петербург в университет аэрокосмического приборостроения.

У вас есть хобби?

Мне нравится кататься на горных или беговых лыжах, ходить в бассейн. Люблю посещать выставки, театры, кино, филармонию. Это помогает мне отдохнуть. А когда я попадаю в другой город или страну, то расписываю каждый день. Пляжный отдых — это прекрасно, но всегда должна быть культурная программа. Как-то раз отдыхали с маленьким на то время сыном на Кипре. Там было, что посмотреть, но не настолько, как мы привыкли. Спустя пару дней Глеб спросил у меня: «Когда мы уже куда-нибудь поедем?».

Выработала такую привычку с детства: узнавать что-то новое при любой возможности.

Какие качества Вы цените в людях?

Больше всего люблю искренних людей, таких, которые честно относятся к себе, к другим, к любому делу, к работе.

Татьяна Вячеславовна, напоследок, скажите, у вас есть какое-то краткое руководство по жизни, девиз?

В последнее время я стала часто руководствоваться девизом:

«Даже если тебе очень трудно, шаг за шагом дорогу осилит идущий»

Поделитесь ссылкой