Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Университет в лицах: Юрий Николаевич Закревский

  • 26 марта 2021
  • 440
Университет в лицах: Юрий Николаевич Закревский

Мурманский арктический государственный университет совместно с региональным отделением Российского общества «Знание» продолжает реализацию медиапроекта «Университет в лицах». На протяжении года мы рассказываем о преподавателях и учёных, которые работают в опорном вузе и активно вовлечены в образовательную и исследовательскую деятельность. Ведь за каждым выпускником, за каждой опубликованной статьей, каждым исследованием стоит человек.

2021 год объявлен в России годом науки и технологий, каждый месяц которого связан с актуальным научным направлением. Тема марта — «Новая медицина». В первый месяц весны героем проекта стал доктор медицинских наук, полковник медицинской службы МО РФ запаса, руководитель направления обучения по специальности «Лечебное дело» МАГУ, профессор кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Юрий Николаевич Закревский.

Мы поговорили с ним о «новой» медицине будущего, о роботизации, научных исследованиях и качествах, которыми должен обладать врач.

С чего начался ваш путь в медицину? Возможно, был какой-то случай, после которого вы решили стать врачом?

Как такового случая не было. В 8 классе, когда началось изучение анатомии и физиологии в средней школе, мне понравились данные предметы. Меня привлекло строение человеческого организма, привлекли проблемы здоровья и, конечно же, стало интересно, как те или иные заболевания можно вылечить. Всё это меня захватило, я понял, что эта специальность для меня, и стал постепенно готовиться к поступлению в вуз.

Вы — военно-морской врач и какое-то время работали в гарнизоне Гаджиево. Скажите, медицина закрытых городов имеет какие-то особенности?

Сначала полгода я служил на подводной лодке, а затем был назначен на должность начальника медицинской службы большого надводного корабля, крейсера, в главного базе Северного флота в Североморске, где в течение пяти лет оказывал медицинскую помощь в море и отвечал за здоровье экипажа численностью примерно в 400 человек. Медицина закрытых городов не имеет никаких особенностей. Там также оказывают помощь, лечат, диагностируют заболевания. Во всех военных городках, таких как Гаджиево, Видяево, Полярный и другие, есть как военный госпиталь, где лечат военнослужащих, так и гражданская поликлиника, где обслуживается население городка. Медицинская помощь представлена очень широко для населения Мурманской области. Она отличается этапностью и вертикальной подчиненностью лечебных учреждений, самые сложные и тяжёлые случаи уже направляются в Мурманскую областную больницу и другие лечебные учреждения областного центра.

Актуальность профессии врача неоспорима во все времена. Какой по вашему мнению будет «новая» медицина будущего?

Я бы сказал, что тенденции «новой» медицины будущего уже сейчас просматриваются.

И «новая» медицина — это, конечно же, медицина высокотехнологичная, основанная на использовании робототехники.

Всё это постепенно внедряется и находится сейчас на достаточно высоком уровне. Сейчас практически любой пациент, который нуждается в такой помощи, может её получить. В областных больницах высокотехнологичная помощь в определённых объёмах оказывается. Современная медицинская аппаратура и техника компьютеризированы, даже инструментарий тоже насыщен компьютерными технологиями. Я уверен, что всё это будет развиваться дальше, начнёт переходить на этап роботизации. А вместе с этим будут появляться новые имплантанты, сердечные стимуляторы, заменители органов через трансплантацию. И, знаете, каждое десятилетие, на глазах нашего поколения значительно отличается в положительную сторону по уровню оказания медицинской помощи. Прежде всего, своей технологичностью, новым и новейшим оборудованием, о котором мы даже мечтать не могли ещё в 80-е и даже 90-е годы.

А лично вам доводилось работать с высокими технологиями?

Конечно. Я, как нейрохирург высшей категории, выполнил около двух тысяч операций. Среди них были и те, которые требовали применения именно достижений «новой» медицины. Например, использование современных имплантантов для фиксации позвоночника. Также применение, прежде всего, операционных микроскопов. Если раньше нейрохирургические операции осуществлялись с помощью налобной увеличительной лупы или просто с использованием визуального зрения, то сейчас все эти манипуляции проходят под микроскопом. Этот микроскоп — достаточно сложная конструкция с множеством электронных и компьютерных включений.

За счёт всей этой новейшей техники современные операционные, можно сказать, выглядят как космические лаборатории.

В связи с развитием технологий, есть ли какие-то изменения в подготовке кадров? Меняется ли учебная программа для студентов-медиков с учётом «новой» медицины?

Студенты Мурманского арктического государственного университета, а это ещё только первый и второй курс, на данный момент изучают базовые дисциплины. Уже на данном этапе обучения используются компьютерные технологии и программы обучения с применением 3D-программ для изучения строения человеческого тела. Но, конечно же, постепенно мы знакомим студентов со всеми достижениями современной медицины, чтобы они, когда придёт время изучать клинические специальности, имели представление о современных возможностях медицины: компьютерных томографах, современных операционных и лабораторных комплексах. Последние в автоматических режимах осуществляют обработку всех анализов. Небольшую пробирку с кровью поместил внутрь такого аппарата, а уже через полчаса у тебя на руках все возможные показатели крови человека. Не последнее место в изучении современных достижений имеет практика. Вот у наших студентов на лето запланировано их три: клиническая практика, практика по уходу за больными и практика по овладению основными профессиональными навыками научных исследований. Проходить практику ребята будут в лечебных учреждениях Мурманска.

В 2013 году вы защитили диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук по теме «Организация спасения, оказания медицинской помощи и лечение пострадавших в морских катастрофах». Скажите, удалось ли в конце работы над диссертацией прийти к таким выводам, о которых в начале вы даже не задумывались?

Каждая диссертационная работа сама по себе уникальна и вносит определённый вклад в ту сферу, по тематике которой проводилось исследование. Конечно, мною были открыты определённые аспекты, которые имели значение, не только для меня, но и для нейрохирургической общественности. Все полученные результаты исследований были оформлены в виде методических рекомендаций по тактике лечения пострадавших в море с учетом характера их травмирования и переохлаждения в море, разосланы в лечебные и научные учреждения, как это и полагается при защите диссертации и выработке новых методик. Мои исследования также были внедрены в деятельность различных лечебных учреждений страны.

При работе со своими студентами вы используете свои собственные исследования?

Разумеется, при работе со студентами я использую свой большой клинический опыт. Я и сейчас имею определённый процент ставки в Военно-морском клиническом госпитале Северного флота в нейрохирургическом отделении, веду там больных, дежурю, оперирую. Передаю свой опыт молодым военным нейрохирургам. Это поддерживает мой практический «тонус». И естественно весь свой богатый опыт я довожу до студентов, делаю это всегда с приведением примеров лечения больных с различной патологией. Студенты понимают это и, конечно же, ценят.

Задумываетесь ещё над какой-то научной работой?

Сейчас, когда докторская уже защищена, я пишу в течение года до десяти научных статей. Помимо этого, ещё есть, конечно же, конференции, как российские, так и международные. Я выступал в 2020 году на Всероссийской научно-практической нейрохирургической конференции «Поленовские чтения» с открытым докладом «Вегетативные состояния у пострадавших после тяжелых черепно-мозговых травм» на секции Нейрореаниматология. В 2018 году я был на международной медицинской конференции в Индии в городе Мумбай, где также выступал с научным докладом. Он бы посвящён теме лечения пострадавших в морских катастрофах и высоко оценён научным сообществом. Это всё не только обобщает научный опыт, но и привносит в него новые достижения. Например, с учётом новых концепций и открытий я собираюсь переиздать свою монографию «Оказание медицинской помощи пострадавшим и лечение спасённых в морских катастрофах», которая в первом издании вышла в международном издательстве «Lambert» в 2013 году.

Если бы не преподавательская деятельность в вузе, чем бы вы предпочли заниматься?

Если бы я не имел учёных степеней, возможности передавать свой опыт студентам, а также, если бы не открыли на базе МАГУ направление обучения по специальности «Лечебное дело», я бы занимался практической деятельностью в качестве врача нейрохирурга, занимался наукой.

Занимался бы той же самой работой, только без уникальной возможности растить свои медицинские кадры в МАГУ

Вы военно-морской врач. Скажите, приходилось ли вам оказывать помощь в полевых условиях?

Я шесть лет служил врачом на крейсере Северного флота, ходил в дальние морские походы. И приходилось оказывать разного рода медицинскую помощь. В 1993 году в море в Южной Атлантике удалял аппендицит матросу срочной службы. Помимо этого, в море были всевозможные травмы, воспаления лёгких, острые респираторные заболевания и другое. Всё это в походных, экстремальных условиях, когда на 400 человек экипажа я был один врач.

Конечно, доктор пользуется авторитетом в таком случае и важно оправдать возложенное доверие, подтвердить свои профессиональные навыки, оказав своевременную и качественную медицинскую помощь.

Какими качествами по-вашему должен обладать врач?

Люди, которые идут в медицину, я считаю, уже люди уникальные. Они уже, прежде всего, не побоялись взять на себя ответственность за жизнь и здоровье других. И эта ответственность сопровождает их во всём и всю жизнь. Например, во время той же учёбы по овладению медицинскими знаниями. В медицине каждый элемент, каждая доля знаний и умений может пригодиться в любой момент.

Медики — это люди, которые готовы жертвовать своими интересами, своим личным временем.

Когда ты работаешь в больнице, твои мысли круглыми сутками заняты пациентами, состоянием их здоровья и ходом лечебного процесса и отдаешь свою душевную заботу, частичку тепла и себя самого.

На российском телевидении распространены фильмы и сериалы про врачей. Есть ли среди них те, что отражают действительность работы в медицине?

Обычно такие фильмы на 50% правдивы, а на другие 50% не очень. Это происходит для большей художественной ценности, эмоциональности, для того, чтобы упростить для зрителя восприятие. Например, мне очень нравится советский фильм «Будни хирурга Мышкина» (1968 г.). Из современного — сериал «Склифосовский». Он отлично раскрывает напряжённую работу врачей, показывает полную самоотдачу сотрудников, показывает сложность решаемых ими задач.

И людям полезно, я думаю, было бы посмотреть этот сериал, чтобы понять, насколько непросто бывает врачам на их рабочем месте, находясь в постоянно с высокой степени физического и психологического напряжения, когда врачи большую часть своего времени проводят в больницах, выполняя сложную работу.

На данный момент вы работаете со студентами. Как вы можете охарактеризовать свою манеру преподавания?

У нас преподаются все дисциплины, которые соответствуют учебному плану. Я преподаю анатомию, топографическую анатомию, физиологию, основы научной и исследовательской деятельности в медицине, основы ухода за больными, историю медицины. И я всегда основательно готовлюсь к каждой лекции или практическим занятиям, а также внимательно слежу за тщательностью подготовки моих студентов, оцениваю качество их ответов. В случае незачёта — пересдача. Можно сказать, что к моим ученикам у меня высокие требования. По-другому и нельзя при освоении медицины.

Я хочу, чтобы по окончании вуза мои студенты были на высоте, чтобы у них был достаточный уровень профессиональных знаний.

Как вы считаете, можно ли учить студентов, не занимаясь наукой?

Нет, нельзя учить студентов, не занимаясь наукой. Наука расширяет человеческие знания, интеллектуальную базу. Именно поэтому к чтению лекций допущены специалисты с уровнем не ниже кандидата медицинских наук. Они могут донести до студента именно научную составляющую передаваемых знаний широко, глубоко и разнопланово. Это говорит о том, что наука теснейшим образом связана с преподаванием, преподавание основано на науке. И такое положение существует в мире многие столетия.

В медицине много выдающихся людей. Кто для вас является примером для подражания?

Уже и я для кого-то являются примером для подражания. (смеётся) Недавно узнал об этом от своих учеников, которые сейчас работают в нейрохирургическом отделении госпиталя Северного флота, а также возглавляют медицинскую службу Северного флота. Соответственно, я, когда учился, для меня и моих однокурсников кумирами были наши преподаватели. Они были для нас высочайшей планкой. Например, Борис Всеволодович Гайдар — генерал-лейтенант медицинской службы, профессор, главный нейрохирург Министерства обороны РФ. А также наши Российские, советские и общемировые светила — Николай Иванович Пирогов, Сергей Петрович Боткин, Николай Нилович Бурденко и многие другие.

Проявляют ли ваши студенты интерес к науке?

Студенты направления «Лечебное дело» очень активно включаются в научную деятельность, а я передаю им свои навыки. Рассказываю о методике и научной деятельности. У нас даже есть отдельный предмет, который называется «Основы научно-исследовательской деятельности в медицине». Студенты- медики в течение этого учебного года направили 5 научных работ на всероссийские конкурсы молодых ученых и студентов с опубликованием результатов своих исследований в сборниках научных трудов. В марте 2021 года студентки второго курса Александра Натхина и Аделина Яшина направили научную работу на Алмазовский молодежный научный форум с международным участием (АММФ-21), который состоится в Санкт-Петербуге в мае 2021 года.

Расскажите о Вашей семье. Есть ли среди неё медики?

Конечно, медики в моей семье есть. Дочь пошла по моим стопам. Закончила Архангельский медицинский университет и уже два года работает стоматологом в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Она, знаете, такая скрупулёзная, исполнительная, организованная. Её очень ценят как специалиста. А жена у меня инженер-строитель, сын пошёл по её профессиональной стезе. Моя семья всегда сопровождает и поддерживает меня на всех этапах моей деятельности. Конечно, жена иногда корит меня за то, что я пропадал где-то там на работе, в научной деятельности тоже. Но всё это с глубоким пониманием моей профессии. Так что в семейном направлении всё у меня полноценно и хорошо.

Вы родились в Мурманске или приехали в Заполярье по долгу службы?

Я родился в семье военных на Сахалине. Потом мы переезжали в разные регионы, в основном на юг. А в Мурманскую область перебрался по долгу службы только в 1988-м году и задержался уже почти на 35 лет. За это время полюбил этот прекрасный край с его непростым климатом, теперь всё родное: и метели, и морозы, и северная природа.

Работаю я тоже ради Севера, ради Арктики, ради развития и процветания северной медицины.

Помимо медицины и науки есть ли у вас другие увлечения?

Да, разумеется. Я занимаюсь спортом в тренажёрном зале, что даёт психофизическую устойчивость. Я также играю в хоккейной команде «К-21» штаба Северного флота. В том числе я состою в хоккейной команде Медицинской службы Северного флота, мы даже выиграли кубок среди округов медицинских служб Российской Федерации в 2019 году. В детстве у меня тоже было много хобби. В школе я ходил в судомодельный, радиоэлектронный и художественные кружки, занимался в музыкальной школе, карате и плаваньем. За все эти разносторонние навыки, конечно, спасибо родителям. Когда я сам стал отцом, то и своим детям я тоже старался во всём дать именно разностороннее развитие.

Скажите, вам никогда не хотелось сменить род деятельности?

Конечно, нет. Я считаю, что человек так устроен. Когда он избирает свою специальность, поэтапно её осваивает, приобретает и совершенствует в ней навыки, то она становится частью его жизни. В течение жизни можно сменить направление этой деятельности. Например, терапевт может переквалифицироваться в физиотерапевта, а травматолог начать заниматься общей хирургией.

Уйти из специальности можно на первом курсе или на втором, когда кто-то чувствует, что не справляется. В остальном же это единичные случаи.

Человек так устроен, что постепенно скурпулезным трудом достигает определенных высот и совершенства в той деятельности, которую он избрал согласно своим способностям и наклонностям и на высоте своей жизни приносит максимальную пользу людям именно в этом роде деятельности, заслуживая авторитет, почет и уважение.

В завершении нашего интервью я попрошу вас продолжить фразу. «Врач — это человек…»

Врач — это человек, посвятивший себя лечению больных, спасению жизней и сохранеию здоровья других людей.

Поделитесь ссылкой