Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ученые и педагоги Заполярья обсудили необходимость создания учебника региональной истории Мурманской области

  • 29 марта 2021
  • 510
Ученые и педагоги Заполярья обсудили необходимость создания учебника региональной истории Мурманской области

В Мурманском арктическом государственном университете прошел семинар, посвященный преподаванию региональной истории в средней школе. Вопросы, связанные с подготовкой нового учебника по истории Мурманской области, обсудили ученые опорного вуза, преподаватели и методисты Института развития образования Мурманской области, Городского информационно-методического центра работников образования Мурманска, учителя мурманских школ. Запрос на формирование рабочей группы и написание учебника поступил от регионального Министерства образования и науки.

Первая проблема, с которой столкнулись ученые, — отсутствие историко-культурного стандарта Мурманской области, без которого невозможно начать разработку концепции любых учебных пособий и учебников. Учителя, сотрудники вуза и Института развития образования готовы объединить усилия для написания стандарта. Предложенный вариант должен одобрить региональный Минобрнауки.

Ведомство поставило задачу разработать учебник по современной истории Мурманской области. Однако, ученые-историки отметили, что начинать разработку линейки учебных пособий по региональной истории нужно в хронологическом порядке, двигаясь от истории древности и средневековья к новому и новейшему времени.

Имеющиеся в распоряжении учителей учебные пособия, написанные в 1970-е-1990-е гг. уже устарели и с точки зрения методологии, и с точки зрения фактографии. Их материалы могут быть использованы как историографические источники, материалы хрестоматии при разработке новых пособий.

Учебник «Современной истории Мурманской области», по мнению преподавателей МАГУ, должен включать разделы на стыке обществознания и истории: политика, правовое развитие, система государственных органов власти, вооруженные силы, социально-экономическое развитие, демографическая и этноконфессиональная картина, культура, наука и образование, спорт, международное сотрудничество. К авторскому коллективу должны присоединиться специалисты из каждой области.

На сегодняшний день обобщенной информации по современной истории края нет. Школьникам приходится обращаться к недостоверным ресурсам. Новое издание облегчит поиск информации, подскажет проверенные ресурсы.

Интерес к истории родного края растет. Педагоги предлагают предусмотреть интерактивные формы работы, которые дополнят материалы учебника, — это квесты, квизы и образовательные проекты.

«Если ничего не предпринять в школе для того, чтобы дети узнали, а через узнав, полюбили родной регион, то мы останемся в пустом крае. Новый поворот к региональной истории идет повсеместно по стране. У нас есть хорошие наработки. Ежегодно проходят научно-исследовательские конференции школьников с секцией краеведения. Но, для того, чтоб дети полюбили родной край и хотели его изучать, нужен не только современный учебник, но и туристическая программа. Не каждая семья может позволить себе экскурсии. Детям нужно дать возможность увидеть историю вживую», — добавила учитель истории и обществознании гимназии №3 Светлана Корнаухова.

Опытом создания учебников по истории с мурманскими коллегами поделились ученые из Хабаровского края и Архангельской области. В онлайн-режиме профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Тихоокеанского государственного университета Ольга Стрелова и доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета Роман Болдырев рассказали про работу с издательствами, затронули организационные и финансовые проблемы подготовки учебников, хрестоматий и атласов региональной истории.

Историки подчеркнули, что при отборе картографического и иллюстративного материалов необходимо заручиться информационной поддержкой музеев, библиотек и архивов.

Практикующие учителя считают, что современный учебник по истории должен быть интерактивным и ярким, не перегружен мелкой фактологией и иметь сопровождение в цифровом пространстве. Например, можно создать мобильное приложение с творческими заданиями и тестами или указать qr-коды с переходом на сайт с более детальными изображениями и видеоподборками.

«История Мурманской области дает хороший материал для изучения чего-то нового и интересного, а еще формирует своеобразный региональный патриотизм. Если мы будем на живом, историческом и краеведческом примере прививать любовь к родному краю, то, возможно, сможем решить нашу главную проблему — отток людей в другие регионы», — считает учитель истории и обществознания, экономики и права Мурманского академического лицея Вячеслав Пославский.

Результаты рабочей встречи должны воплотиться в решении нескольких вопросов. Ученые дадут встречное предложение региональному Минобрнауки — создать учебник не современной истории, а учебно-методическое пособие «Современная Мурманская область».
Обществоведческий подход предложит вариант рассмотрении проблем истории, начиная с 1985 года по настоящее время, и будет полезен для учащихся 10-11 классов.

«Нам необходимо ускорить работу по разработке концепции развития регионального образования, сделать важный шаг к разработке историко-культурного стандарта по преподаванию региональной истории. А далее последует шаг к написанию «текстовки» — содержания учебного пособия — и разработке научно-справочного аппарата учебника», — рассказала заведующий кафедрой истории и права МАГУ Юлия Бардилева.

Поделитесь ссылкой