Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Обучение в аспирантуре

Интеграция образовательного и научного процесса в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») осуществляет подготовку в аспирантуре по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с Лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки серия 90Л01 № 0008882 от 30.12.2015 г. (регистрационный номер 1854), выданной на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2015 г. № 4012-06.

Факультет математических и естественных наук
1.5.6. Биотехнология
1.6.17. Океанология
1.6.12. Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
Социально-гуманитарный институт
5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы
5.6.1. Отечественная история
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки
5.7.7. Социальная и политическая философия
5.7.2. История философии
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (история)
Институт Лингвистики
5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации
5.9.5. Русский язык. Языки народов России
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)
5.9.6. Языки народов зарубежных стран (германские языки)
Психолого-педагогический институт
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология
5.3.7 Возрастная психология
Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (физическая культура)
Институт креативных индустрий и предпринимательства
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Программа подготовки научных и научно-педагогических кадров составлена в соответствии с нормативно-правовой документацией, регламентирующей научную и научно-педагогическую деятельность по программам подготовки кадров высшей квалификации:

  • Закон об образовании в Российской Федерации (в редакции от 02.07.2021 № 351-фз);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
  • Приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)»;
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации    от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом министерства образования и науки российской федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2016 г. № 227 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней»;
  • локальные нормативные акты Университета;
  • Устав ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет».

Программа подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, реализуемая Университетом по направлению подготовки представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную образовательной организацией с учетом требований рынка труда на основе федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов.

Освоение программы аспирантуры осуществляется аспирантами по индивидуальному плану работы, включающему индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план.

Программа аспирантуры включает в себя:

  • научный компонент;
  • образовательный компонент;
  • итоговую аттестацию.
Научный компонент программы аспирантуры включает:
  • научную деятельность аспиранта, направленную на подготовку диссертации на соискание научной степени кандидата наук к защите;
  • подготовку публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, в рецензируемых научных изданиях, в приравненных к ним научных изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus и международных базах данных, определяемых в соответствии с рекомендацией Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, а также в научных изданиях, индексируемых в наукометрической базе данных Russian Science Citation Index (RSCI), и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем;

  • промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования.
Образовательный компонент программы аспирантуры включает:
  • дисциплины: история и философия науки; иностранный язык; социальная и политическая философия; логика и методология научного исследования; педагогика и психология высшей школы; философия истории; социально-философская мысль России.
  • практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика);
  • практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
  • промежуточная аттестация по указанным дисциплинам и практикам.
Итоговая аттестация по программам аспирантуры проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике":
  • диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны;
  • диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора диссертации в науку;
  • в диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором диссертации научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по и
  • предложенные автором диссертации решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

Срок освоения программы кадров высшей квалификации - 3 года – по очной форме обучения.

Трудоемкость программы по направлению подготовки.

Трудоемкость освоения студентом программы составляет 180 зачетных единиц за весь период обучения.

Образовательная деятельность по программе аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Требования к условиям реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

  • Требования к условиям реализации программ аспирантуры включают в себя требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым условиям реализации программ аспирантуры.
  • Организация обеспечивает аспиранту доступ к научно-исследовательской инфраструктуре в соответствии с программой аспирантуры и индивидуальным планом работы.
  • Организация обеспечивает аспиранту в течение всего периода освоения программы аспирантуры индивидуальный доступ к электронной информационно-образовательной среде организации посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) локальной сети организации в пределах, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
  • Организация обеспечивает аспиранту доступ к учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам, а также информационным, информационно-справочным системам, профессиональным базам данных, состав которых определен соответствующей программой аспирантуры и индивидуальным планом работы.
  • Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает доступ аспиранту ко всем электронным ресурсам, которые сопровождают научно-исследовательский и образовательный процессы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре согласно соответствующим программам аспирантуры, в том числе к информации об итогах промежуточных аттестаций с результатами выполнения индивидуального плана научной деятельности и оценками выполнения индивидуального плана работы.
  • Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебного издания в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы аспирантуры, на каждого аспиранта по каждой дисциплине, входящей в индивидуальный план работы.
  • При реализации программы аспирантуры в сетевой форме выполнение требований к условиям реализации программ аспирантуры, предусмотренных пунктами 12 - 14 федеральных государственных требований, осуществляется с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, использующих сетевую форму реализации программы аспирантуры.
  • Не менее 60% процентов численности штатных научных и (или) научно-педагогических работников, участвующих в реализации программы аспирантуры, должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

Обновлено 17.10.2022