Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ученые МАГУ: «Арктический образовательный сегмент существует, как и неравенство в образовании»

  • 3 августа 2021
  • 474
Ученые МАГУ: «Арктический образовательный сегмент существует, как и неравенство в образовании»

Аспирант Мурманского арктического государственного университета Артем Пунанцев сумел доказать существование общего для всех арктических регионов образовательного сегмента. Своё исследование молодой ученый начал осенью прошлого года, получив грант РФФИ. Научный руководитель проекта — профессор, доктор педагогических наук Дмитрий Левитес.

Аспиранту предстоит разработать комплекс критериев, показателей и процедур, которые позволят оценить доступность качественного школьного образования в арктических регионах России. Исследователи исходят из того, что существуют объективные — количественные и субъективные — качественные критерии и показатели, характеризующие доступность и качество образования.

«Субъективные показатели оценки отражают позицию заинтересованных сторон по этому вопросу. Мы проводим анкетный опрос родителей обучающихся, экспертный опрос преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования, берем интервью у представителей руководства вузов и ссузов. В конечном итоге мы сопоставим полученные количественные и качественные данные внутри каждого региона, и сравним эти регионы друг с другом», — рассказал Артём Пунанцев.

Ещё до конца первого года проекта исследователю стало ясно, что его предположение о существовании арктического образовательного сегмента оказалось верным. Прийти к такому выводу помогло установление зависимостей характеристик изучаемых региональных систем образования, которые включали в себя социально-экономические, демографические и другие особенности заполярных субъектов России.

«В наши дни одной из важнейших глобальных социальных проблем является образовательное неравенство. Отсутствие равного доступа к образованию блокирует социальную мобильность населения, чревато усилением проблемы экономического, социального и культурного неравенства. Исторически наличие территориальных „разрывов“ связано с неравномерным характером пространственного развития страны», — пояснил молодой ученый.

Изучение доступности образования особенно актуально для российских регионов с экстремальными климатическими условиями, входящих в состав АЗРФ. Общие законодательные ориентиры развития этих территорий подводят к тому, чтобы рассматривать системы образования арктических регионов в теории и практике как единое целое.

«Сегодня образовательная политика в Арктике характеризуется региональными различиями в решении общих стратегических задач. А отсутствие координации между политикой арктических регионов не способствует эффективному достижению общих для АЗРФ целей», — отмечает аспирант.

Результаты исследования планируется представить органам власти арктических регионов и на основе собранных данных предложить рекомендации по оценке доступности качественного общего образования и совершенствованию образовательной политики.

Поделитесь ссылкой